В Донецком республиканском краеведческом музее 18 января представили более 50 экспонатов из фондовой коллекции на открывшейся новой выставке «Страница истории – Переяславская Рада», посвященной празднованию 364-летия Переяславской Рады. Среди них есть старинные книги о гетмане Богдане Хмельницком. Одна из них, 1888 года издания типографии штаба Киевского военного округа, так и называется «Книга о том, как Богдан Хмельницкий освободил Украину от польской неволи».

Значительную часть экспозиции занимают экспонаты, посвященные 300-летию воссоединения Украины с Россией, которое широко отмечалось в Советском Союзе в 1954 году. Посетители выставки смогут увидеть памятные медали, вазы, выпущенные в честь этого исторического события. Интерес вызовут подлинные документы нашей знаменитой землячки, трактористки-стахановки Прасковьи Ангелиной, которая была участником юбилейной сессии Верховного Совета УССР в честь 300-летия воссоединения. Особую ценность представляет большая ваза, подаренная в мае 1954 года в честь этого праздника работникам искусств города Сталино (ныне Донецк) артистами московского театра имени Моссовета.

Главными же экспонатами открывшейся выставки стали находки донецких археологов. Они были сделаны ими при раскопках древнего городища Казачья пристань (1684-1737) на территории нынешнего поселка Райгородок в Славянском районе. Среди них есть остатки посуды, подковы, стремя, наконечники, ядра. «Изюминкой» являются найденные православные нательные крестики и две иконки.

«Все эти крестики — они общерусских образцов, которые были распространены на территории всей России, в том числе и у нас. Все это вполне объяснимо — церковь одна, одна территория Русского государства», — рассказал подробнее об этих находках старший научный сотрудник отдела охраны памятников археологии ДРКМ Эдуард Кравченко. Среди представленных в экспозиции крестиков есть один, который носили и староверы по образу нательных крестов 16-го века.

Особая история у двух иконок. По словам Эдуарда Кравченко, на них изображен Святой Никола Можайский, который в одной рукой держит модель города с храмом, а в другой руке держит саблю. «На Казачьей пристане были найдены аж две такие иконки. Этот Святой является защитником городов и на южной окраине Русского государства у ее защитников пользовался большим почитанием», — подчеркнул известный донецкий археолог.