Ушел из жизни Владимир Этуш. Биография выдающегося актера

Сегодня умер выдающийся актёр, который не нуждается в специальном представлении, — Владимир Этуш. В возрасте 96 лет. Можно долго перечислять его звания, награды и заслуги перед искусством: народный артист СССР и Республики Северная Осетия — Алания, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственной премии России, почётной «Золотой маски», фронтовик, прошедший Великую Отечественную войну… А можно вспомнить Карабаса-Барабаса, товарища Саахова или Антона Семёновича Шпака, обеспечивших актёру всенародную любовь и известность, вне зависимости от официальных «отмет». Небольшие кинороли Этуша навсегда вписали его в историю и мифологию отечественного кино, придали добродушному образу Владимира Абрамовича черты легенды. Для театральной же публики он — пример многолетней верности театру. Этуш служил сцене Вахтанговского театра так же, как рыцарь — Прекрасной Даме.

Свою профессиональную деятельность Владимир Абрамович отсчитывал с 1945 года, когда его, выпускника Щукинского училища, пригласили туда преподавать, а также взяли в труппу Театра Вахтангова: эти театр и училище — тесно сообщающиеся сосуды одной системы. Здесь он проработал до конца своих дней, выпустив свою последнюю премьеру, спектакль «Бенефис», всего около двух лет назад.

Трудное начало

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Этуша назвали в честь дяди, который застрелился и о котором юному Володе не рассказывали, боясь трагических ассоциаций. Тем не менее ему суждено было прожить огромную и деятельную жизнь: после смерти другого актёра-долгожителя — и тоже Владимира! — Зельдина Этуш стал старейшим действующим артистом России. В детстве, отрочестве и юности уроженца Москвы Этуша отразилась тяжёлая история страны. Коммунальная теснота, арест отца по неизвестным причинам, бедная жизнь, бытовая неустроенность, предвзятое отношение к евреям — всё это будущий артист испытал. Но мир театра, открывшийся Владимиру Этушу, в какой-то степени компенсировал эти тяготы, что неудивительно: Театр Вахтангова и училище, куда он попал вольнослушателем ещё до войны, стали символом искусства жизнерадостного и праздничного. Как писал Этуш в мемуарах, «театр утешал, ободрял, развлекал, утолял красотой своих современников, живших в предвоенные годы трудно и скудно».

Кавказский пленник

Вольнослушатель Щукинского училища Этуш случайно засвидетельствовал начало Великой Отечественной войны раньше, чем об этом узнала страна. Возвращаясь рано утром 22 июня 1941 года с одной из вечеринок, он увидел мчащуюся машину немецкого посольства со свастикой на флажке. Не придал этому значения, пришёл домой и заснул безмятежным сном, пока не разбудила мать с вестью о том, что Германия бомбит Киев и Минск. Как потом понял Этуш, мимо проехал автомобиль германского посла, вручившего Молотову меморандум об объявлении войны.

Увидев, что на спектакле о Кутузове в зале зрителей меньше, чем актёров на сцене, Этуш засомневался в нужности театра во время войны и записался на фронт добровольцем. Поскольку немного знал немецкий, был направлен сначала в Ставрополь в школу переводчиков. В 1942 году получил назначение в Северо-Кавказский военный округ. Затем был отправлен освобождать Ростов-на-Дону, но вскоре вновь оказался на Кавказе: туда откатывал фронт, а Этуш искал свою часть, от которой отстал. «Горы — раньше я имел о них представление по Пушкину и Лермонтову… Я считал, что более поэтичного зрелища быть не может. Но как раз именно здесь чего-чего, а поэзии не было и в помине для нас», — запись 1940-х. И всё же с этими местами были связаны для Владимира Абрамовича светлые, если можно выразиться, моменты войны: здесь Советская армия стала наступать на немцев, изгоняя их с Кавказа. Война кончилась для Этуша под Запорожьем, где он был тяжело ранен, выздоравливание длилось полгода. Этуш был комиссован и признан инвалидом второй группы.

Его Величество Театр


Но в Москве началось творческое счастье: недавнего солдата взяли на четвёртый курс Щукинского училища, на тот же курс, с которого он начинал. Год победы в войне с Германией совпал с началом профессиональной жизни Этуша. В Театре Вахтангова Этушу суждено было прослужить почти 75 лет. За эти годы сыграны десятки ролей, среди которых Бригелла в «Принцессе Турандот» и Журден в «Мещанине во дворянстве», Купо в «Западне» и Князь К. в «Дядюшкином сне». Сменялись эпохи этого театра — от Рубена Симонова до его сына Евгения Симонова, от Михаила Ульянова до Римаса Туминаса, — но Этуш всегда оставался одним из корифеев, великолепным вахтанговским «гвардейцем».

В 1961 году Этуш выпустил свой первый актёрский курс, где учились Александр Збруев, Людмила Максакова, Вениамин Смехов. В 1987-м был назначен ректором «Щуки», в 2003 году стал её художественным руководителем.

Первый фильм с участием Этуша — «Адмирал Ушаков» 1953 года, где он сыграл флотоводца Сеида-Али. И в дальнейшем за актёром закрепилось в советском кино ампула восточного человека. Помимо незабвенного Саахова в «Кавказской пленнице» он сыграл и принца Бурухтана Второго-Второго в «Неисправимом лгуне», и Али-Бабу Евстюгнеева в фильме «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», и торговца кишмишем Бабадула в картине «Дюма на Кавказе»… Кстати, молодого Этуша принимали за уроженца Кавказа, сам он стеснялся своей чернявости и считал, что она помешает ему как артисту. Но время показало, что она, наоборот, придала ролям колорит. При том, конечно, что национальными характеристиками работы Этуша в кино не ограничены.

В конце 2016 года Владимир Абрамович вышел на сцену родного театра в новой и экспериментальной для себя роли в спектакле «Бенефис» по знаменитой пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Эксперимент был в том, что Этушу приглянулась… женская роль — старой женщины, переживающей за свою одинокую неустроенную дочь. Владимир Абрамович оказался готов надеть женское платье, парик и впервые вжиться в женский образ. Правда, в спектакле эта травестия оправдалась тем, что актёр играл не старуху как таковую, а пожарника театра, которому пришлось подменить актрису. Сама готовность Этуша сыграть такую роль транслировала его открытость новому, творческое бесстрашие и азартную натуру — настоящего человека Театра.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − четыре =