С 1 апреля в Республике действует новый тариф на проезд в общественном транспорте. Теперь в городских маршрутках пассажиры будут платить больше на 4 рубля, а в междугороднем транспорте – на 30% от предыдущей суммы. Ситуация с электротранспортом пока остается на прежнем уровне.

Корреспондент сайта «Донецкое время» поговорил директором компании-перевозчика ООО «Колир» Светланой Морозовой, чтобы выяснить, чем обусловлено повышение стоимости проезда, а также узнать в каком состоянии находится транспортная отрасль.

– Мы ждали этого несколько лет, потому что действующий тариф не соответствует затратам. Себестоимость данных перевозок как минимум в два раза выше. С 2014 года не было повышения на проезд в пригородном транспорте, который осуществляет сообщение между селами и городами. За это время подорожало топливо, запасные части и материал для ремонта автобусов. Можно с уверенностью говорить, что заниматься перевозками при действующем тарифе стало нерентабельно, поэтому приходится добиваться повышения стоимости проезда.

Помимо прочего, Светлана рассказала, что также существуют и общеобязательные государственные платежи. Рекомендуемый уровень заработной платы в Республике – 8 500 рублей, а перевозчики попросту не могут выплачивать и этих денег.

– У нас разбегаются кадры, потому что средняя зарплата по предприятию 6 500 рублей.

Без кредитования далеко не уедешь

– Решит ли поднятие стоимости проезда эти проблемы?

– Если мы говорим, о нынешнем повышении тарифа – то проблемы отрасли решатся лишь частично. Станет немного легче с ремонтом, и я даже не уверена, что получится поднять заработную плату, потому что в апреле снова ожидается подорожание дизельного топлива. До уровня рентабельности пока тариф не подняли. Мы просили утвердить тариф 1,60 руб. с пассажира за 1 километр, но в итоге утвердили 1,09 руб. Поэтому, это лишь частичное решение вопроса и отрасль это не спасает.

Морозова признается, что в сфере пригородных перевозок все стало настолько печально, что многие перевозчики просто бросают маршруты.

– Обновлять автобусы мы не можем, в связи с тем, что просто нет дохода – денег едва хватает на постоянные ремонты.  Системы кредитования нет, а хотелось бы уже обновить парк. Еще же нужно и материально-техническую базу содержать: ремонтировать крыши, покупать спецодежду для сотрудников. У нас просто не хватает на это все денег!

– Часто мы сталкиваемся с хамством и неадекватным поведением со стороны водителей. Проводится ли какая-то работа с ними в этом направлении?

– На нашем предприятии такая работа ведется постоянно, но скажу честно, раньше это было намного эффективнее. Можно было воздействовать на водителей, они боялись увольнения, так как были приличные заработки, и найти нового работника не составляло проблемы. Сейчас все гораздо сложнее. Учитывая низкий уровень заработной платы, практически все работоспособное население 30-40 лет уезжает на заработки. И поэтому на нашем предприятии сейчас 80% сотрудников – это пенсионеры, а они могут в любой момент уйти. Я прекрасно понимаю, если сейчас водитель уйдет – у меня станет автобус.

По словам директора, в центре занятости уже более полугода висят вакансии с предложением работы на подведомственном предприятии. «Колир» испытывает острый дефицит кадров, но желающих работать за такую зарплату очень мало.

– На собраниях мы регулярно прорабатываем вопросы взаимодействия с пассажирами и корректного обращения с ними, пытаемся найти рычаги воздействия и правильные слова для каждого сотрудника. Но стало очень сложно с водительским составом, и иногда просто приходится закрывать на многое глаза.

Также корреспонденты поговорили с председателем профсоюза работников транспорта ДНР Анатолием Хмелевым. Он рассказал, с какими трудностями сейчас сталкиваются транспортники, и какие есть пути решения текущих проблем. Обсудили и вопрос улучшения качества транспорта, совершающего переводки пассажиров.

– Всегда все, что касается перевозок, привязывается к стоимости топлива, а она растет, – поясняет Анатолий Петрович. – Соответственно, приходится поднимать тариф. Долгое время мы оставались на довоенном уровне, однако в дальнейшем приходилось повышать стоимость проезда в несколько этапов. Первое повышение было при Александре Захарченко, после перехода на так называемую «мультивалютную» систему, когда в финансовый оборот ДНР вошел рубль.

Хмелевой пояснил, что на стоимость запчастей повлияла сначала блокада со стороны Украины (ведь автобусы были украинского производства), а затем и «ковидная» ситуация, которая увеличила цены на детали еще в три-четыре раза. Резко возросла и стоимость ГСМ, так что целесообразность введения новых тарифов очевидна.

– Рассмотрим хотя бы пример Таганрога, где стоимость проезда в автобусе 22 рубля, а стоимость дизтоплива 34 рубля 50 копеек за литр. В ДНР же люди с 1 апреля будут платить 14-15 рублей, при цене дизеля 51 рубль.

Далеко до решения проблем

– Мы видим состояние многих наших автобусов по сравнению с российскими: изношенные салоны, ржавчина, откровенная неухоженность. Решит ли нынешнее повышение цен на проезд эти проблемы, хотя бы частично?

– Я считаю, что должна быть нормальная государственная программа кредитования для перевозчиков. Нужны средства, чтобы они могли что-то обновить. На сегодняшний день, у перевозчика нет реальных финансовых возможностей.  Новый тариф позволит на сегодня работать без убытков, но мы не можем говорить, что он позволит накапливать деньги.

– В России, например, льготу на безбилетный проезд для пенсионеров давно отменили. Решила ли бы отмена этой льготы в ДНР вопрос с улучшением качества услуги перевозчиков?

– В Республике существует масса льгот на бесплатный проезд. Более того, льготная категория недавно была расширена. Участники боевых действий, которые ведутся на нашей территории с 2014 года теперь также имеют право на бесплатный проезд.

Конечно, в какой-то степени отмена определенных льгот решала бы некоторые проблемы перевозчиков, но об этом говорить еще очень рано. Все должно компенсироваться, никто не может оставаться в убытке. Пенсии у нас не такие как в России, поэтому пока этот вопрос не стоит на повестке.

Правда, в каждом городе Республики эта проблема будет рассматриваться на уровне городской администрации. В основном, перевозкой льготников занимаются муниципальные перевозчики. Но, к примеру, в Снежном частным перевозчикам приходится возить бесплатно льготные категории граждан. Однако хочу отметить, что им это не компенсируют.

 Как решить проблему с коротким графиком работы некоторых маршрутов?

– После повышения, возможно этот вопрос будет рассматриваться. Но я не готов сейчас сказать по каждому городу отдельно. Летом обычно снижается пассажиропоток, это связанно с сезонным периодом отпусков. Нужно смотреть по ситуации.

Осторожно, за рулем хам!

– Со стороны профсоюза проводится ли работа с водителями, касательно их поведения во время вождения и взаимодействия с пассажирами?

– Проблема здесь есть, – признается Хмелевой. – На последнем совещании со стороны перевозчиков была озвучена проблема острой нехватки кадров. Так как зарплата маленькая, люди разъезжаются. Например, в советское время стать водителем маршрутного такси было очень непросто, ведь на эту должность претендовали многие. Сегодня выбирать даже не приходится! Здесь сейчас в основном работают либо пенсионеры, либо ещё одна шокирующая категория граждан, о которой я говорить не буду. У нас есть учебно-технический центр, который может подготовить водителей, но заставить работать человека за такую зарплату очень сложно.

Не от хорошей жизни наши водители иногда ведут себя неадекватно. К примеру, в Москве заработная плата у водителя маршрутного такси сейчас порядка 55 тысяч рублей, у нас же эта цифра составляет в среднем 8 тысяч рублей.

До 15 апреля должно быть подписано соглашение, которое будет предусматривать обязательное повышение заработной платы водителям. Насколько она возрастет, сказать пока сложно.