В феврале в Донецком музыкально-драматическом театре дончан ждет премьера по повести русского классика Александра Куприна

 

Зимние вечера лучшее время, чтобы рассказывать легенды. Вот и Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени Марка Бровуна расскажет 1 февраля красивую легенду своим зрителям. В этот день на Малой сцене состоится премьера спектакля «Олеся» по повести русского классика Александра Куприна. Наш корреспондент побывал на пресс-показе спектакля.

Билеты на премьеру разобрали за полтора часа

— Русская классика – это истоки, не только театра, но и наших жизненных ценностей, — сказала «Комсомолке» до показа режиссер-постановщик «Олеси» Анна Цыбань. – Именно на такой литературе должны расти наши дети, это базис всех основ в будущем. История, рассказанная нами, могла произойти в любое время. Тут дело не во времени даже, а в том, чтобы понять, что истинно – что ложно, за что стоит бороться в этой жизни, забыв о мнении всезнающего общества. Мы живем в мире, который слишком быстр, мы куда-то вечно бежим, у нас миллионы безотлагательных дел и все важных. Но вот попробуйте остановиться и подумать, а что главное в вашей жизни. И полтора часа, что идет спектакль, это наше приглашение к зрителю остановиться, подумать, вспомнить. Хочется верить, что вот это ощущение останется со зрителем и после показа. Символично, что этот спектакль мы создавали девять месяцев, ровно столько готовится ребенок к появлению на свет.

Все приглашенные еле вместились на пресс-показе. Кто-то шепнул, что скоро представители СМИ побегут делать сюжеты и места освободятся. Не тут-то было, никто не пошевелился за все время спектакля. Собственно, забыв, что это спектакль.


Когда Куприн становится современником

Камерность Малой сцены, отсутствие дистанции между зрителем и артистом, когда ты буквально чувствуешь дыхание героев, делают тебя участником происходящего. Малая сцена перестает быть малой, и вот мы в конце XIX века в избушке на окраине Полесья Волынской губернии. Там такая же вьюга, как в этот день в Донецке. История о любви тоже вне времени. И даже чиновники сплошь такие же, их надменность и самодурство Куприн показал одним только именем урядника — Евпсихия Африкановича. Никуда не делись предрассудки и зависть людей. А потому история эта обязательно займет достойное место в сердцах дончан, она будет близка и понятна каждому. Приходит время, когда понимаешь, что Куприн, Пушкин, Шмелев тебе ближе модных современников.

Почитатели Куприна отметят, что в спектакле сохранен язык автора и это еще одно достоинство постановки. Зритель несколько устал от последних мейнстримов по Гоголю, Пушкину и т.д.

В постановке задействовано несколько театральных поколений: заслуженный артист Василий Гладнев, артистка Валентина Саврасова, артист-вокалист Андрей Болдарев, в главных ролях – Александра Арнаутова и Давид Чаргазия.

Хрупкая темноволосая Олеся и самоуверенный с щегольской бородкой Иван — такими я себе и представляла героев Куприна, читая когда-то эту книгу. Зритель обязательно оценит талантливо сыгранную ими сцену любви – одновременно целомудренную и откровенную.

Отдельно хочется сказать о самой маленькой героине спектакля, которую играет Екатерина Парыгина воспитанница школы-студии «Перспектива». Она – олицетворение нерожденного ребенка Олеси – появляется как марево из ниоткуда и смеется хрустальным смехом, растворяясь. Откровением спектакля становится пение девочки у изголовья избитой и мечущейся в бреду Олеси. Как может так играть маленький ребенок, появляясь буквально на мгновения на сцене, что плачет весь зал, я не знаю.

Еще одним героем постановки является музыка, написанная для спектакля заслуженным деятелем искусств Евгением Кулаковым. Она – и вой вьюги, и предчувствие влюбленных, и вопли фанатичной толпы у церкви, и примирение с судьбой в финале. Удивительно, но режиссеру и художнику удалось на Малой сцене театра воплотить несколько мест действий: избушку в снегу, болота Полесья, лес, хижину ведьмы, храм Божий. Этот спектакль стал успешным дебютом художника-постановщика Юлии Остапенко.

История любви вне времени

Кстати «Олеся» одно из первых и любимых произведений Александра Куприна и в нем главный герой Иван предстает малодушным интеллигентом, его доброта – скорее воспитанность, а порядочность – желание оставаться «добрым малым» в глазах окружающих. Именно он — причина бед девушки. Но вот в «Олесе» донецкого режиссера Анны Цыбань этот герой вызывает сочувствие, он не подлец, не трус. «Комсомолка» побеседовала с исполнителем главной роли – Давидом Чаргазия.

— Волнение при исполнении таких ролей возводится в бесконечность, — признался он. – Хотя я лирический герой. Но играть характерные роли проще, там ошибки не так заметны. Здесь же мельчайшая фальшь становится заметной. Самое непростое это показать любовь. За опыт и технические средства здесь не спрячешься, нужно внутреннее наполнение.

Также нам удалось пообщаться с юной актрисой Екатериной Парыгиной. Катю встречала после спектакля бабушка, ведь им еще нужно добираться в Макеевку.

— Совмещать, конечно, сложно: я ведь живу и учусь в Макеевке, а в Донецке занимаюсь в студии «Перспектива», сейчас вот еще уроки дома делать, — по-взрослому рассказывает Катя. – Самым сложным моментом в спектакле была песня, которую я исполняю. А еще, когда я собираю рассыпавшиеся бусы Олеси. Я очень близка была к тому, чтобы расплакаться.

— Катя тренируется постоянно, идем по проспекту – она эту песню поет, приезжаем домой – снова поет, самоотдача полная, — раскрывает секреты бабушка Кати. – Для внучки это уже третий спектакль, до этого она играла в «Юноне и Авось», «Летучем корабле». Я вам больше скажу, сегодня Катя выступала с температурой 37,5, но показ не сорвала. Очень ответственное, взрослое отношение к своим обязанностям.

Итак, поспешим в театр. «Олесю» будут ставить на Малой сцене раз в неделю после премьеры 1 февраля и пропустить этот спектакль никак нельзя! Впечатления от него обязательно останутся с вами надолго после посещения театра, а для кого-то откроют роскошь русской классики.

Источник: https://www.donetsk.kp.ru/daily/26787.5/3821277/

Автор: Юлия Андриенко