Магия театра от режиссера Романа Пожидаева

Магия театра от режиссера Романа Пожидаева

Говорят, что «самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр! Получить истинное наслаждение и стать образованным можно только в театре. Публике нужен балаган!». И такой чудесный «Балаган» есть у нас в Республике — молодежный театр, который уже заработал признание на арене международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, завоевав любовь зрителей. Под руководством необузданно-харизматичного и талантливого режиссера Романа Пожидаева ребята креативно перевоплощаются в необычные образы, удовлетворяя аппетиты донецкой публики. О театральном искусстве, закулисных интригах, творческих амбициях и новых формах взаимодействия со зрителем мы беседовали с Романом.

Играл мажора, а стал режиссером

— Рома, интересно, когда и почему решил податься в актеры?

— Меня всегда интересовало театральное искусство, а на первом курсе университета как раз решил попробовать свои силы в качестве актера театра «Балаган». Сразу получил главную роль.

— В каком спектакле?

— Это была комедия – «Доктор философии». Играл мажора, которому родители купили диплом. Роль мне удалась, мы хорошо сыграли. Но потом началась война, ребята разъехались кто куда.

— То есть, это был твой дебют на сцене? До этого актерским мастерством не занимался?

— Я смотрел сериалы, спектакли, мастер-классы. Меня всегда это интересовало. Но времени не хватало – в течение семи лет занимался регби вместе с братом. Потом я ушел из большого спорта, а Даниил продолжил спортивную карьеру.

— Кстати, у вас же с братом один аккаунт в соцсети, верно? Почему так?

— Сейчас это, конечно, доставляет определенные неудобства. А, вообще, нас еще в школе зарегистрировали наши девчонки, потому что мы не хотели влезать в соцсети, тогда это еще как-то дико воспринималось. Но потом начали понимать, что совместный аккаунт – хороший способ продвижения своей страницы.

— Не спорю. Но вернемся к театру. Перевоплощение в какой образ далось труднее всего? И о какой роли грезишь?

— Мне тяжело далась роль в последнем спектакле «Безымянная звезда» (есть такой советский фильм), который я играл в прежнем составе «Балагана». Выносил эту роль в последние три дня перед премьерой. Безумно мучился. Не знал, как говорить, все казалось чужим. Я играл богатого бизнесмена, которого предала любимая. Значит, приезжаю я – с деньгами, и узнаю, что любимая провела ночь с  каким-то ботаником, который рассказывал, как на звезды смотреть. Что-то пошло не так. Она уже не моя. Тогда сумел почувствовать себя в оболочке своего героя. Кстати, мне в этом очень помог спектакль МХАТа «Модель», где играет Сергей Безруков и Олег Табаков. Увидел, как ведет себя на сцене Сергей Витальевич и понял, что должен делать. Это сложно объяснить. Наверное, он просто меня вдохновил.

— Как часто надеваешь маски в жизни, меняешь образы? Какой из них твой любимый? Образ шута? Цитирую твою запись в контакте: «В прошлой жизни, наверное, был царем. Хотя нет – шутом!»

— Я, вообще, не мастер писать посты (улыбается). Когда увидел красивый дворец в Петербурге, задумался, кем был в прошлой жизни. Императором? – Слишком ответственно. Шутом? – А вот это было бы интересно.

— Какие творческие идеи планируешь реализовать в будущих

постановках?

— Это будет нечто хулиганское.  Уже есть несколько идей. Но озвучивать их пока не стану!

«Звездные симптомы – это зло

— «Балаган» уже завоевал множество наград на различных конкурсах и фестивалях. Какие из них наиболее значимы для тебя?

— Многие преподаватели видели наши выступления, в том числе из ГИТИСа. Я запомнил одну фразу, которую мне сказал российский режиссер Сергей Алдонин – он снимал Людмилу Гурченко, комедийный сериал «Папины дочки»: «Самый гениальный театр – когда есть всего четыре актера и какая-то веревка сзади».

— Есть вопрос материального плана – много ли зарабатывают актеры «Балагана», гастролируя?

— Это коммерческая тайна (улыбается). Но, на самом деле, мы не гонимся за гонорарами. Если предложат приехать с условием оплаты пути и проживания — мы, конечно, согласимся. Даже если придется поехать за свои средства.

— Значит, звездная болезнь еще не успела тебя поглотить?

— Думаю, нет. Но после интервью точно буду с умным видом смотреть на окружающих (смеется).  Вообще, со звездными симптомами нужно бороться. Иначе жизнь в любом случае опустит тебя с небес на землю. Общался с московскими актерами – они очень простые люди. Сергей Витальевич, например, совершенно без всякой звездности беседовал с нами на «Тавриде» в прошлом году (всероссийский молодежный образовательный форум).

— Знаю, что ты хранишь билет со спектакля с Сергеем Безруковым в качестве талисмана, который приносит удачу…

— Обожаю Безрукова! Первый раз увидел его в нашем театре Оперы и балета – он приезжал со спектаклем «Пушкин». Тогда учился в училище и потратил всю свою стипендию – 450 гривен на этот билет. Вообще, я, оказывается, человек разносторонний. Первое мое образование – это строительный лицей. И вот на свою стипендию купил билет и был невероятно счастлив, когда посетил спектакль. Этот билетик до сих пор храню, и он стал моим талисманом, который помогает в работе. Брал его на перформанс, который мы ставили совместно с немецким театром «Labour», на гастроли и фестивали.

А у Маши (от ред. — актриса театра «Балаган» и муза Романа) есть перо, которое вручил ей Сергей Витальевич во время спектакля. Она его тоже берет с собой.

— У всех творческих людей — свои секретные ритуалы и странности. Вот ты, например, на авторских мастер-классах заставляешь людей бить друг друга. Зачем?

— Это общеизвестный прием, который помогает стать ближе друг к другу. Если мы с кем-то не знакомы, и вдруг начнем бить этого человека по щекам, перестанем его бояться. А после этого уже можно и обняться. Так и с девушками знакомиться можно (смеется).

Мотивирующие интриги и острая критика

— Хитрый план, однако! Путь на сцену всегда тернист. Что нужно сделать молодым людям, чтобы попасть к вам в театр?

— Раньше я набирал к себе в команду много людей. Но потом понял, что не могу работать в таком режиме. Пусть лучше актеров будет меньше, но я каждому из них смогу долго смотреть в глаза, а значит, буду доверять им, как и они мне. Если новый человек придет, мы должны поссориться несколько раз, посмотреть, как отреагируем на это, сумеем ли вновь наладить контакт.

Как сказал продюсер Сергей Сельянов, когда работал с режиссером Алексеем Балабановым,  в то время когда они снимали фильм «Брат»: «Если в течение съемок нужно будет есть «Дешерак», мы готовы его есть, и мы это делали». То есть, если придется чем-то жертвовать, нужно чтобы этот человек был готов это сделать.

— Считается, что театр всегда сопровождает флер интриг. Случается ли у вас казусы со стеклами в обуви?

— Это называется «Против кого мы дружим». Такое у всех есть. Но в «Балагане» сейчас этого меньше, потому что люди другие. Конечно, с этим нужно бороться. Но бывают и классные моменты, которые, наоборот, стимулируют в работе.

— Как ты относишься к критике?

— Нормально воспринимаю все замечания. Даже записываю те ремарки, которые попали в точку. Особенно если это сказано правильно и умно, а это у нас не все умеют делать. Российские критики, напротив, умеют аккуратно заложить в голову нужную мысль. Поэтому к конструктивной критике полезно прислушиваться.

— Какую из своих работ считаешь наиболее удачной?

— Мне очень нравится последний наш спектакль в таком драйвовом стиле — «А могло быть и так».

— У тебя есть интересный фетиш — коллекционируешь фотолокации звезд…

— Да, меня будоражат ощущения, которые возникают при осознании того, что на этом месте ранее был запечатлен тот или иной человек. Нечто подобное испытывал, когда попал на Ваганьковское кладбище к памятнику Есенина. Ведь к нему приходит столько людей — со своими мыслями и переживаниями. В этом есть какая-то магия. Например, когда мы были в Москве, нашли те два дома, которые засветились в сюжете «Иронии судьбы».

— Топ-5 спектаклей и кинокартин от Романа Пожидаева.

— «Номер 1з» — мхатовский спектакль, который поставил Машков, он есть в записи. «В ожидании Годо» — играет Трухин, «Женитьба Фигаро» — играет Сергей Лазарев,  «Сон разума», «Похождение» Безрукова,  «Матросская тишина» с Мироновым и Машковым. Если говорить о фильмах, то это «Бешеные псы» и «Джанго» Тарантино, «Остров проклятых» Скорсезе — в главной роли Леонардо Ди Каприо, «Ирония судьбы», «После тебя» с Сергеем Безруковым. Еще посоветую посмотреть культовый фильм — «Комната», который признан самой худшей кинокартиной в истории кино. Там все паршиво! Режиссер, продюсер и сценарист — Томми Вайсо, который вложил в этот фильм около шести миллионов долларов и совершенно не оправдал эти деньги, однако обрел популярность. Несмотря на то, что жанр киноленты драматический, картина воспринимается как комедия. Этот абсурд, определенно стоит посмотреть.

— А ты сам не задумывался о создании моноспектакля?

— По началу у меня были такие мысли. Потом подумал — кто будет на меня смотреть? Наверное, нужно больше опыта. Сейчас мне интересна режиссерская работа, взаимодействие с актерским составом.

— Любопытно, часто ли посещаешь Донецкий драматический театр?

— Постоянно. Многие спектакли смотрел по несколько раз. «Юнону и Авось» Василия Маслия — 7 раз, плачу постоянно — настолько эта работа меня трогает. «Летучий корабль» — детская сказка, во время которой тоже накрывает какая-то светлая грусть, и я плачу… Не очень удался, на мой взгляд, «Милый друг». В отличие от «Игроков» и «Вишневого сада», к примеру.

— Дорога к успеху, как правило, лежит через испытания и преграды. Готов поделиться историями своих падений?

— Стрессовые ситуации случаются периодически, особенно в моей профессии, где уровень экспрессии зашкаливает. Но если говорить о фатальных падениях, когда со всех сторон плохо — нужно без них обойтись, и, конечно, нужно учиться вставать, чтобы идти дальше к цели.

— Что пожелаешь нашим читателям?

— Быть благодарным за все, что происходит в вашей жизни, учиться радоваться мелочам, ценить и наслаждаться моментом. И, конечно, мирного неба над головой.

Беседовала Алиса Садекова

Вас может заинтересовать

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 14 =