Юрий Чагочкин: «Секрет в том, чтобы найти свои ноты»

— В этом безумном-безумном мире

Незаметно мы стали мишенями в тире,

Незаметно мы стали мириться с войной,

Развязанной явно больным паранойей…

Солнце рисует пацан на стене,

Он знает уже, как пахнет порох.

Он не верит, что можно спать в тишине.

Небо, храни этих людей,

Небо, храни этот город… —  такие пронзительные строки душевной боли звучат в песне группы «Братья дождя» — «Небо, храни этот город»(ссылка на страницу группы «в контакте»: https://vk.com/rains_brothers). Автор этой песни – солист и гитарист Юрий Чагочкин за чашечкой ароматного кофе рассказал о лабиринтах творчества, любви к музыке и «компрессии» вдохновения.


Любовь к музыке исходит из души

— Юрий, когда в вашей жизни проявился музыкальный лейтмотив?

— Еще со школьной скамьи. Хотя по музыке у меня в школе стояла тройка. В те годы большинство молодых людей, то есть моих сверстников, накрыла волна рок-музыки. Это такие группы, как “Beatles”, “Rolling Stones”, “Deep Purple”, “Led Zeppeln”, “Pink Floyd”. Видимо, существующие в обществе и в музыке шаблоны давили на нас, хотелось вырваться из этого.

Когда я был где-то в пятом классе, отец сделал большую ошибку – принес домой гитару мне в подарок. Он был художником, работал в Донецке, в телецентре, и есть такой исторический факт , что на этой гитаре играл сам Владимир Семёнович Высоцкий, когда приезжал к нам с концертами.

Вообще, я самоучка, подбирал мелодии по слуху – сидел у магнитофона, ведь интернета тогда не было, но было большое желание играть. Как пел Булат Окуджава: «И на цыганском факультете образование получил». Три аккорда играли очень гордо (смеется). Позднее, когда мой первый учитель, который показал мне эти три аккорда услышал мою игру на гитаре был, мягко говоря , немного шокирован.

— Не думали получить музыкальное образование?

— Можно было поступить в музыкальное училище, однако заочное отделение в то время закрыли, а нужно было работать, чтобы не сидеть на шее у родителей. Поэтому закончил Заочный народный университет искусств (Москва), курсы по классу «гитара» с отметкой «хорошо».

— И, все-таки, в искусстве игры на гитаре важна практика, не так ли?

— Считаю, что люди, которые посвящают себя музыке, должны быть в некоторой степени ею больны. Это исходит от души. Я любитель, поэтому занимаюсь своим делом с любовью.

«Творческие люди – проводники высших сил»

— Расскажите, как из вашей любви к музыке родился музыкальный коллектив?

— В 90-х годах было создано такое творческое объединение – «Барды Донбасса», в котором я тоже принимал участие. Один из концертов был показан по донецкому телеканалу каналу К-61. Сам писал песни, выступал с гитарой на фестивалях. В конце 90-х как соло-гитарист участвовал в разных проектах, а потом в 2007 году появилась группа «Chaga-Band». Состав включал четыре человека. Двое из них, барабанщик и басист(так называемая ритм-секция) – сейчас работают в Грузии . Есть среди музыкантов такое ироничное выражение — «Басист и барабанщик – братья навек!», вот так и Руслан Турдакунов и Саша Дущенко идут по жизни вместе.

— То есть, пришлось искать замену…

— Удержать коллектив всегда не просто. Если в семье муж и жена часто не ладят, а это только два человека, то что такое собрать четверых или более музыкантов вместе? Еще сложнее. Ведь бывают трения, конфликты…

— А как появились «Братья дождя»?

— В итоге после некоторых, так называемых рокировок основной костяк группы, который остаётся неизменным, составляют три человека : Юрий Кравченко – бас-гитарист, Артем Балицкий – барабанщик и я (от ред. – Юрий – автор музыки и текстов песен).

— Как рождаются ваши песни?

— Это очень специфическая кухня. Например, великий испанский гитарист Пако Де Лусия, играющий в стиле «Фламенко»,в одном из интервью говорит. что большинство таких гитаристов зачастую не знают нотной грамоты. Это приходит к ним с молоком матери. И когда ему задают вопрос о том, как он играет на гитаре,он отвечает шуткой: «Когда у сороконожки спросили: как она ходит – она споткнулась и упала» (смеется). Если серьезно, то могу сказать, что пока что-то происходящее вокруг не зацепит сердце и душу, стараюсь, вообще, не писать.

— То есть для творчества необходим избыток чувств, эмоциональный всплеск?

— Я сравниваю это с компрессией: какая-то строчка стрельнула и все – процесс пошел, , как снежный ком вокруг которого потихоньку накатываются остальные фразы. Как будто нашел ключ, который открывает двери к написанию новой песни.

— Когда творите, вы думаете о том, поймут ли вас ваши слушатели?

— В процессе написания песни. скорее всего, не задаёшься этим вопросом. Вдохновение просто накрывает тебя с головой и думаешь об этом меньше всего. Считаю, что все творческие люди – это проводники высших сил. Хотите, называйте это божественной энергией. Ты, как приемник, настраиваешься на определённую волну. И если тебе свыше это дано, через тебя проходит некий творческий импульс. Думаю, что нашей заслуги в этом, собственно, нет. Особо гордиться этим не стоит, дабы не заболеть звёздной болезнью, но и вместе с тем талант — это дар свыше, которым нужно дорожить и, который нужно развивать.

— Интересная точка зрения… А какой стиль исполнения ваших песен?

— Софт-рок с элементами джаза, блюза, нью-вэйва и фанка. Вообще, недавно пришел к такой эклектике — две акустические гитары, бас и перкуссия. Применяем и модный нынче ударный инструмент – кахон. Он родом из Перу – дает необычное звучание.

— Выходит, вам не чужды творческие эксперименты?

— Да, главный эксперимент за последнее время – это работа с духовыми инструментами, чего я никогда не делал ранее. У нас собралась так называемая «медная группа» — саксофон, труба и баритон-саксофон. Кстати, мы сотрудничаем с саксофонистом Дмитрием Байстрюченко – он тоже из макеевского ТЮЗа.

— А почему именно «Братья дождя»? Откуда такое название?

— Просто два водолея зашифровали свое астрологическое происхождение. Потом уже символы начали наслаиваться. Даже на портале «Проза.ру» нашел рассказ Джесса Ратьера с таким названием.

— На сайте группы указано, что вы называете себя «скромными героями труда»…

— Это исходит из текста Гребенщикова про сторожа Сергеева, который уснул на посту – скромный герой труда (смеется).

— То есть это, своего рода, ирония?

— Куда без нее!

— Между прочим, один из ваших клипов на песню «Реки из слез» снимался в макеевских школах, не так ли?

— Верно. Видео снимали в макеевских школах № 2 и №89. Получился аматорский клип на антивоенную тематику – ко Дню Победы дети подготовили рисунки, которые мы пустили красной линией сюжета. Побывали в классах, в клипе показаны дети, которые заняты учебным процессом. В конце видео все дружно на прощание машут руками, получился очень трогательный момент – в одном из классов нашёлся большой плюшевый мишка, который присутствует в сюжете нашей песни, и он тоже вместе с ребятами нам машет лапами.

— Любопытно, на каких площадках вы выступаете? Где можно услышать живое исполнение ваших песен?

— Чаще всего в нашем намоленном рок-н-рольном месте – «Gung’Ю’бazz Bar» в Донецке. Однако давно уже там не выступали в связи с заменой состава – у нас новый гитарист, нужно подготовиться. Вообще, в последнее время стараемся попадать на знаковые фестивали, в том числе выступали на открытом фестивале «Новороссия-Rocks» в 2015-м, организованном Глебом Самойловым и Юлией Чичериной, на фестивале «Нам нужен мир», который проходил в парке им. Щербакова. Еще одно значимое событие для нас – представляли Республику на фестивале в Южной Осетии в городе Цхинвале в сентябре.

— Запланированы ли в ближайшее время какие-либо выступления?

— 6 марта в 15:00 в Донецком городском молодежном центре будет небольшой концерт, посвященный Международному женскому дню. Приглашаем!

— Какие творческие проекты сегодня в работе?

— Вместе с музыкальным училищем записываем несколько песен. Одна из них – «Марафон» — в стиле «hard rock», несвойственном нам, песня «Медленный поезд» и баллада «Ты не приходишь больше в мои сны». Достаточное количество наших песен пока ещё не записаны студийно. Но это значит, что есть ещё куда стремиться.


«Вдохновение – это высшее счастье»

— Музыка для вас – это хобби? Чем занимаетесь, помимо нее?

— Работаю инженером по звуку в Доме народного творчества и кино (ДНТК) —   задействован на всех массовых мероприятиях республиканского масштаба.  Выступали на фестивале, я подружился с ребятами, которые ставили оборудование, и в итоге попал туда работать, и это дело мне по душе.

— Если бы можно было выбрать саундрек для вашей жизни, какую бы это была песня? Из вашего репертуара?

— Хорошо, что у меня есть такая песня – называется «Моя жизнь»(смеется). Она философская, в тексте присутствует самоирония.

— Если мы затронули тему философии, любопытно, есть ли у вас свое жизненное кредо?

— Во всем плохом есть что-то хорошее. Ведь жизнь не обещала быть легкой. Главное, не то, что происходит, а как мы к этому относимся. Больше испытаний, чем мы можем вынести, Господь нам не посылает. Что нас не убивает, делает нас сильнее.

— Очень жизнеутверждающая позиция! В вашем репертуаре есть композиция, которая вам особенно дорога?

— Почему-то душу греет песня «Потерял». Она задержалась в голове и в сердце.

— А что насчет любимых исполнителей?

— Люблю группу «Воскресенье», особенно их песни «Листопад» и «Молитва».  Еще нравится – «Я бреду по бездорожью» Никольского.

— Какие творческие мечты теплятся в мыслях?

— Как говорил Владимир Ильич Ленин: «Есть программа-минимум и программа-максимум». Минимум – подготовить нам программу на два отделения, а максимум – выступить на каком-то знаковом фестивале, скажем, в России.

— Все возможно! Интересно, ваш вкус жизни определяет музыка?

— Жизнь многогранна и многообразна. Можно постоянно сидеть в подвале и любить музыку, не замечая ничего вокруг. Но все явления жизни – очень интересны: близкие люди, друзья, яркие события – отсюда мы черпаем вдохновение.

— Кого бы вы хотели поблагодарить за поддержку, своевременные советы?

— Кроме того, что у всех нас есть родные отец и мать, в жизни каждого человека встречаются наставники или руководители, которых мы можем смело назвать вторыми родителями. Таким человеком, вторым моим отцом я бы смело называл своего первого руководителя, который дал мне путёвку в жизнь – Валентина Ивановича Соболева. Его уже нет в живых, но именно он направил меня по моему творческому пути.


— Что для вас счастье?

— Как творческий человек, скажу, что вдохновение – это высшее счастье.

— В чем секрет хорошего музыканта, на ваш взгляд?

— А вы думаете, я знаю (смеется)? Нескромно себя называть себя хорошим музыкантом, но думаю, секрет в том, чтобы найти свои ноты. Некоторые ищут всю жизнь и не находят. По большому счету это относится не только к музыкантам. Важно понять: кто мы, и для чего мы здесь.

— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям в преддверии праздников?

— Мужчинам желаю оставаться сильными снаружи, но добрыми и мягкими внутри. Ведь доброта – это свойство сильного человека. А дамам желаю оставаться женственными и не брать на себя мужские функции. Не зря же говорят, что сила женщин в их слабости. Всем желаю беречь и любить друг друга.

Беседовала Алиса Садекова